Исследовательская работа
Православный Усть-Илимск
автор: Соловьева Елена,
ученица 10 класса
МАОУ "СОШ № 7 имени Пичуева Леонида Павловича"
На протяжении многих столетий Русская православная церковь являлась неотъемлемой частью России, духовным фундаментом государства. С конца Х века Православие формирует мировоззрение русского народа, культурные традиции и образ жизни, регулирует человеческие отношения в семье, определяет отношение россиян к государству, людям.
Русская церковь пережила много горьких, трагических страниц. 1917 год стал рубежом русской истории. Всего за несколько лет чрезвычайно набожный русский народ стал почти поголовно атеистическим.
Сегодня наступило принципиально новое время, время, когда на место коммунистической идеологии пришла пустота. А ведь идеология – это фундамент общества. Потому сегодня возникает вопрос поиска национальной идеи, духовно-нравственных ценностей, вокруг которых может объединиться российский народ.
В настоящее время Православие официально не является государственной религией, но остаётся культурообразующей и традиционной для России. Многие люди в поиске нравственных ориентиров обращаются к религиозным культурам древности, в том числе и к православной вере. В городах России восстанавливаются старинные православные храмы и строятся новые. Это же происходит и в нашем молодом городе Усть-Илимске. Несмотря на то, что городу всего 43 года, в нём уже построены Храм Святого Софрония Ирутского, Храм во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших и часовня в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших". Ведется строительство нового храма в честь Святого Архангела Михаила.
Храм во имя Всех Святых
в Земле Российской просиявших
17 июля 1994 года в правобережном Усть-Илимске был основан новый Храм во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших, настоятелем которого стал известный в Иркутской области священник Александр Белый-Кругляков. Среди белоствольных берез состоялась закладка и освящение алтарного камня под алтарную стену, и с того дня город Усть-Илимск начал самостоятельно строить храм, открывшийся 12 июля 2002 года.
Необычный эстетический эффект создают белокаменные стены храма среди белой берёзовой рощи, золотые купола на фоне голубого неба и зелени деревьев. «Белый храм», – говорят про него в Усть-Илимске и приходят сюда сами и приводят гостей города, чтобы не только помолиться, а просто полюбоваться этим творением рук человеческих. Это не только культовый, но ещё и экскурсионный объект. По итогам конкурса «Семь чудес Усть-Илимска» он занял третье место после УИ ГЭС и реки Ангара. (читать дальше)
Храм Святого Софрония Иркутского
Храм Святого Софрония – первый православный храм города Усть-Илимска. Его перестраивали из бывшей рабочей столовой. Во время реконструкции здания подняли стены, поменяли форму крыши, которую укрепили крепкими деревянными балками, отчего помещение изнутри стало похожим на корабль. И это сходство весьма символично: Церковь – корабль, на котором можно безопасно переплыть житейское море и достигнуть тихой пристани – Царства Небесного. (читать дальше)
Часовня в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших"
Одной из любимых достопримечательностей у местного населения города Усть-Илимска считается часовня в честь Иконы Божией Матери "Взыскание погибших". В 1999 году ее основали, и уже через один год красивое строение было полностью готово к открытию. Святыню освятили во имя иконы Божией Матери "Взыскание погибших"
Тихая, светлая и очень уютная часовенка стала местом воспоминаний о людях, которых уже нет с нами. Горожане очень любят сюда приходить и уединяться мыслями о своих ушедших родных и близких.
В архитектурном плане строение выполнено согласно традициям русского православия. Высота часовни чуть более семнадцати метров. Венчает строение великолепный золотой купол, который особенно ярко переливается в солнечные дни. Окна выполнены в виде арок. Фасад часовни побелен. Около часовни посажено много деревьев и кустарников. В летний период времени часовня особенно хороша, так как отлично смотрится на фоне распустившихся деревьев. В настоящее время часовенка каждый день открыта для всех желающих. (читать дальше)
Храм Святого Архангела Михаила
Храм во имя Святой Троицы в поселке Невон
Село Невон расположенно в живописном месте на берегу реки Ангары.
До революции храм находился в самом центре села. Большевики разобрали здание и построили из него клуб, а на месте бывшей церкви и прицерковного кладбища в советское время построили коровник.
В 1995 году рукоположили отца Николая Якушева и определили его на службу в село Невон. Под храм отдали часть бывшего детского сада. За полтора месяца приспособили помещение. Все делали своими силами. Батюшка сам занимался плотницкими работами. Освятили занятую часть здания и первую службу проводили на Пасху 1996 года. «Служба началась, - вспоминает протоиерей Николай - а никого нет. Открыли двери. Матушка Вера поет. Стали заглядывать любопытные. К концу службы собралось больше 10 человек. Потом тоже не много народу сюда ходило. Сразу все не делается. Нас пытались прогнать, запугать и даже убить. Выстояли!». (читать дальше)
Храм во имя священномученика Киприана и мученицы Иустинии в поселке Железнодорожный
Православная община в поселке Железнодорожный образовалась в декабре 1995 года.
1 декабря состоялось первое собрание на котором присутствовало 17 человек. Собравшиеся были ознакомлены с Уставом Церкви и будущей работой общины. Собрание ходатайствовало о присвоении общине названия «Свято-Никольская» и выделении помещения для храма. За организацию работы и выделении временного помещения отвечал настоятель Тубинской церкви «Святой Троицы» отец Димитрий Кирьян.
На втором приходском собрании отец Димитрий внес предложение о названии общины во имя священномученика Киприана и мученицы Иустинии.
«В поселке все было построено на ворожбе и суеверии. Хотелось реально бороться с нечистью» - вспоминает настоятель Димитрий. Собрание поддержало предложение и 1 апреля 1997 года в управление юстиции Администрации Иркутской области, было написано заявление о регистрации Устава религиозного объединения во имя священномученика Киприана и мученицы Иустинии. (читать дальше)
Храм во имя Святой Троицы в поселке Тубинский
Свято-Троицкий приход поселка Тубинский образовался в 1995 году в день Святой Троицы, отсюда и пошло название.
Поселок Тубинский образован в 1969 году. Люди мечтали о строительстве православного храма в поселке, вспоминали те храмы, которые посещали, выезжая в отпуск на родину.
В 90-х годах назрела необходимость строительства православного храма в поселке по просьбам верующих, многие их которых уже были в возрасте, им было тяжело ездить в храм в городе Усть-Илимск, а хотелось чаще посещать службы и участвовать в таинствах.
Инициатором создания православной общины явился Грачев Вячеслав, местный житель, вернувшийся в 1992 году на родину из города Омска, где учился в Омском епархиальном училище на катехизаторском отделении. В 1994-1995 годах он работал в Тубинском леспромхозе юрисконсультом и согласовал с директором леспромхоза Фадиным Г. С. вопрос о возможности передачи здания бывшего детского сада под храм. (читать дальше)
Храм во имя святителя Иннокентия, епископа Иркутского в поселке Бадарма
1997 году епископ Вадим благословил отца Николая принять храм в поселке Бадарма, освященного в честь Иннокентия Иркутского.
Сам храм находился в бывшем здании хозяйственного магазина. Как и везде работы было много по переоборудованию здания под храм.
После отца Николая, на службу направили иерея Димитрия Березкина. Батюшка встречался с жителями, устраивал здание церкви. Очень часто можно было видеть священника, который добирался на попутках на службу в свой храм. Ночевал он в храме, если завтра была служба. На первых порах клироса не было, так и бегал отец Димитрий во время службы и там и там.
За отцом Димитрием стал служить отец Владислав Бушуев. Сейчас настоятелем храма Святителя Иннокентия Иркутского является иерей Игорь Коконев.
Храм в честь Покрова Божьей Матери в поселке Эдучанка
Село Воробьево было затоплено Усть-Илимским водохранилищем. Новое селение перенесли из зоны затопления и назвали Эдучанкой по названию речки, на берегу которой расположен поселок.
Еще в 1913 году, посещая Приилимье с инспекторской поездкой, епископ Евгений отметил значительное количество ссыльных в селе Воробьево. Позже здесь образовался поселок. Когда поселение убрали, в поселке остались жить военные, поселенцы, а позже рабочие, приехавшие на заработки в леспромхоз.
По приглашению приехал в Эдучанку, будущий староста храма «Покрова Божьей Матери», Чекменев Сергей Павлович. Он рассказывает: «Даже в те времена, разгула атеизма, Пасха отмечалась как народное гуляние. А за крещенской водой ходили на ручей. У одной жительницы был медный крест, и она опускала его в источник. В 12 часов набирали святую воду». (читать дальше)