Храм во имя Святой Троицы в поселке Невон
Село большое, расположенное в живописном месте на берегу реки Ангары.
До революции храм находился в самом центре села. Большевики разобрали здание и построили из него клуб, а на месте бывшей церкви и прицерковного кладбища (его разровняли бульдозером), в советское время, построили коровник.
В 1995 году рукоположили отца Николая Якушева и определили его на службу в село Невон. Под храм в селе Невон отдали часть бывшего детского сада. Священник вспоминает: «Власти дали место для Храма так, что с восточной стороны в 1/3 помещения размещалась участковая милиция, с западной стороны размещался предприниматель, а среднюю часть помещения отдали для храма. Предпринимателя уговорили, и он съехал, оставив помещение под храм, а вот милиция осталась.». С такого наследства начал свою службу отец Николай.
За полтора месяца приспособили помещение. Все делали своими силами. Помощи не могли найти ни у кого. Все отказывали. Батюшка сам занимался плотницкими работами. Все материалы для храма возил на своей машине. Освятили занятую часть здания и первую службу проводили на Пасху 1996 года. «Служба началась, - вспоминает протоиерей Николай - а никого нет. Открыли двери. Матушка Вера поет. Стали заглядывать любопытные. К концу службы собралось больше 10 человек. Потом тоже не много народу сюда ходило. Сразу все не делается. Нас пытались прогнать, запугать и даже убить. Выстояли!»
Соседство с милицией доставляло много неудобств. После одного из рейдов по изъятию браги и самогона у населения, милиционеры стали пробовать качество самогона. Они поджигали его и наблюдали, горит или нет. Проведение опытов привели к плачевному результату – помещение сгорело за считанные минуты. «Я закрыл церковь и поехал домой. Только подъехал, а мне уже говорят, что сгорела милиция вместе с нашим храмом» - рассказывает отец Николай. В феврале 2000 года здание сгорело полностью.
И опять обивание порогов. Новый мэр Мезенцев А. сразу сказал: «Церковь отделена от государства. Делайте выводы». Но помещение под храм все-таки дали. Это был коровник на месте бывшего храма. Просфорница Любовь вспоминает: «Вынесли все из сарая, целая куча. Меня оставили дежурить с Валентиной Труниной ночью. Сгоревшая чернота да рядом кладбище. Лежит металлическое корыто - стали от страха стучать в него, а сами говорим, что пусть знают - мы есть».
Началась работа. Вычистили все, что чистилось. Поставили перегородки. Где было необходимо – сделали засыпные стены, т.к. не было бруса. Денег не было. Не было сначала и благотворителей. «Не заменимыми помощниками были два Геннадия (вот фамилию их забыл уже) и Володя Сазонов с сыновьями Евгением и Володей. Они все делали, что могли: чистили, ремонтировали, копали, пилили и возили на своей машине все грузы для храма» - рассказывает батюшка.
Первым помощником и благотворителем, оказавшим поддержку, стал Олег Михайлович Терентьев - первый директор городского пивзавода. Он выделил для строительства блоки. Забрал эскиз храма, сделанного Сергеем Соколовым, и оформил проект. Затем занялся земляными работами, а позже вся электрика была сделана с его помощью.
Помощь приходилось просить везде. Баллотировался в областную думу Николай Николаевич (фамилию отец Николай забыл). Обратились к нему с просьбой выделить брус и пиломатериалы. Помог, но с оговоркой: «Помогу, но и от вас помощи прошу. Молитесь, чтобы меня выбрали в областную думу». Пошли машины с брусом и пиломатериалом. Разгружали все те же Володя и два Геннадия.
Дальше легче стало. В помощь включился А. Плахотник - руководитель предприятия «ПИК- 89», позже он помогал и в строительстве часовни. Люди стали больше тянуться к Богу. Уже и встречали с почтением, и старались оказать посильную помощь: техникой, деньгами, пиломатериалом.
Работа по строительству Свято – Троицкого храма быстро стала двигаться. Планировалась первая служба на Рождество Христово в 2006 году, но мы планируем, а Господь вносит свои корректировки. Отца Николая отстраняют и 16 марта 2006 года назначают настоятелем иерея Владислава Бушуева. Вспоминает Бирюкова Нели Петровна: «Чистосердечный, внимательный, любвеобильный священник в короткое время стал на приходе «своим»».
Строительство храма приостанавливается. Нехватка средств и вопрос о границе затопления поселка после пуска Богучанской ГЭС – главные причины долгостроя. Решался вопрос о переносе храма, если вода поднимется высоко. Несколько лет шли дебаты по поводу отметки затопления. Водные границы определились, и прихожане успокоились – храм остается на прежнем месте. Строительство храма возобновилось. Отец Владислав не достроил храм. В 2010 году его вызвали в епархию. «Накануне отъезда перед Масленицей, отец Владислав, отслужив литургию, объявил, что уезжает в Иркутскую епархию. Если не успеет, то службы не будет» - вспоминает Бирюкова Нели Григорьевна. Так и получилось, возвращаясь из Иркутска, батюшка умер. Сердце остановилось на 42 году жизни.
В приход назначается иерей Игорь Коконев. И его стараниями завершается строительство храма в поселке Невон.
Приходская деятельность общины храма «Святой Троицы»:
- помощь пожилым людям;
- помощь больным прихожанам;
- помощь одиноким и многодетным матерям;
- организация православных праздников:
- организация бесед с прихожанами;
- организация экскурсий в храм;
- работа с казачеством.
Многие приезжие стараются посетить храм Святой Троицы в селе Невон потому, что там хранится чудотворная икона Матери Божией Иверской. Свою способность она проявила еще в IX веке в городе Никее. А потом чудодейственным способом явилась монахам Иверской обители на Афоне и получила название «Вратарница». Слава об иконе докатилась до Руси, и в 1648 году ее список был привезен в Москву, где его встречали царь Алексей Михайлович и патриарх Иосиф. С тех пор появились и другие списки иконы, одна из них находится в Невоне.
Сначала про чудотворящую способность иконы знали только прихожане, испытавшие чудо исцеления. А потом молва вышла за пределы Усть-Илимска, и уже несколько лет в храм приезжают на экскурсии те, кто лечится на курорте «Русь».
Пред иконой молятся об утешении в бедах, избавлении от разных напастей: о защите от пожара, об исцелении телесных и душевных недугов, об умножении плодородия земли, об избавлении от скорби и печали.