Храм Святого Софрония Иркутского

   Первый православный приход в Усть-Илимске был зарегистрирован в 1989 году стараниями двух женщин - Лидии Петровны Ореховой и Елены Философовны Щукиной (ныне обе покойные). До того, как был организован приход православных верующих, люди собирались вместе, молились, читали священное писание и духовную литературу и по большим праздникам ездили в город Братск за 250км. Отец Анатолий Зайшлый духовно окормлял верующих Усть-Илимска. Посещения его были крайне редки, а необходимость присутствия священника все возрастала.

Усть-Илимская община приобрела дом на Высотке. В нем выпилили перегородки и провели его реконструкцию. Церковную богослужебную литературу, иконы и утварь, необходимые для проведения служб, собирали по всей области. Архиепископ Хризостом принял решение отправить в Усть-Илимский приход отца Владимира Богатикова - священника из Братска.

    Когда молитвенный дом стал тесным, начали искать более просторное здание для храма. Для этой цели Лидии Петровне Ореховой не раз приходилось встречаться с руководителями Лесопромышленного комплекса - Семеновым Виктором Николаевичем. Именно он предложил занять под храм деревянную столовую, расположенную за 11-м микрорайоном.

2 апреля 1990 года вышло постановление о передаче бесхозного здания по улице Энтузиастов 27 православной общине, которой кроме этого была оказана помощь в реконструкции здания и благоустройстве территории. Первые миссионеры ходили по домам строящегося города и собирали деньги на реконструкцию бывшей рабочей столовой под храм.

9 декабря 1990 года храм освятили в честь святителя Иркутского Софрония. Первый храм был небольшим, приземистым, деревянным с одним пределом, с тремя крестами на маковках и колокольней. 

В 1992 году для служения в храме прибывает священник Александр Белый. С приездом батюшки закипела работа по реконструкции здания. Сделали бетонный фундамент, подняли стены, поменяли форму крыши, убрали потолок (он был около 3-х метров, а стал 8 метров). Отремонтированную крышу, после установки купола, покрыли кровельным металлом вместо шифера и покрасили в зеленый цвет. Для придания зданию более «церковного» вида поменяли все 26 окон, сделали их с арочным верхом и коваными решетками. Внутри самого здания расширили внутреннее пространство храмовой части, перенесли клирос, оборудовали и кабинет батюшки. Настоятелем Свято-Софрониевского прихода всегда отводилось большое внимание интерьеру храма. Во время реконструкции и ремонта здания службы не прекращались. Есть такое понятие «намоленное пространство», храм и стал таковым, люди тянулись сюда за духовным окормлением. Государственная регистрация состоялась в 1999 году. 

Храм Святого Софрония – стал первым православным храмом города Усть-Илимска. Во время реконструкции здания подняли стены, поменяли форму крыши, которую укрепили деревянными балками, отчего помещение изнутри стало похожим на корабль. И это сходство весьма символично: Церковь – корабль, на котором можно безопасно переплыть житейское море и достигнуть тихой пристани – Царства Небесного.

В центре храма находятся две главные почитаемые иконы иркутских святителей. На иконе Святого Иннокентия Иркутского иконописец изобразил благословляющую руку святителя более крупной, непропорциональной остальному изображению. В этой руке вложена частица мощей святого. 

   Со второй иконой, святителя Софрония Иркутского, произошло чудесное явление: образ святителя отпечатался на стекле, которое прикрывает икону, но не соприкасается с ней. Это было обнаружено во время последнего ремонта в храме, стекло с нерукотворным отпечатком поместили обратно к иконе.

Святитель Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири чудотворец, известный под фамилией Кристалевский, родился в Малороссии в 1704 году в Черниговской губернии. Образование он получил в семинарии, которая была соединена с Киевской академией. Закончив ее, он поступил в Красногорский Преображенский монастырь и вскоре после пострига был избран игуменом.

Через 12 лет Святейший Синод назначил его казначеем, а затем наместником Александро-Невской лавры – наиболее значительного из монастырей Санкт-Петербурга в ту эпоху. Эту обязанность он исполнял семь лет, восстановив хорошую дисциплину в монастыре и построив двухэтажную церковь. В 1753 году императрица Елизавета назначила его епископом Иркутска и даровала привилегию носить во время Божественной литургии саккос, тогда как его предшественники носили лишь фелонь.

С любовью и решительностью святой Софроний заботился об обучении клира и образовании детей и для этой цели основал рядом с епископской резиденцией духовное училище. Несмотря на очень плохие дороги, он ездил по огромной епархии, посещая приходы и наблюдая за правильным ходом церковной жизни. Благодаря его пастырской заботе церковные службы совершались повсюду с большой красотой, и народ благоговейно и со страхом Божиим участвовал в них, понимая то, что читают или поют.

Церковная жизнь оказывала такое влияние на верующих, что в то время на улицах пели не народные песни, а церковные песнопения и тропари. Особенно близко к сердцу он принимал задачу просвещения языческих народов Сибири.  

Святитель Софроний успешно проповедовал Благую Весть о спасении среди народов, которые жили на границе с Китаем, и повелел построить в различных городах более одиннадцати церквей и множество школ.

30 марта 1771 года святитель Софроний отошел ко Господу. Прошло шесть месяцев, прежде чем другой епископ прибыл в Иркутск, чтобы провести торжественные похороны. Все это время тело святого, лежащее в гробу, не являло никаких признаков тления, и от него начали происходить чудеса.

Официальная канонизация святого совершилась, однако, только на Поместном Соборе 1917 года, а торжества были отложены из-за смуты. Только 30 июня 1918 года была торжественно отмечена его канонизация, которая стала последней совершенной в России перед наступлением мрачных времен большевизма.

Ещё одной достопримечательностью Храма Святого Софрония является древняя икона Святого великомученика Харлампия.  

Отец Димитрий, настоятель храма, с гордостью рассказывает об этой старинной иконе, которая расписана с двух сторон. На одной стороне изображен лик Святого Харлампия, а на другой лик Божьей Матери. В православной иконописной традиции существуют и двусторонние образы, то есть несущие святые лики на обеих сторонах иконной доски. В храме двусторонние иконы обычно устанавливают в алтаре за престолом, откуда выносят во время крестных ходов, тогда становятся видны оба изображения.

Есть такое понятие «намоленное пространство», храм и стал таковым, люди тянутся сюда за духовным окормлением. Даже во время реконструкции и ремонта здания службы не никогда прекращались.

Священнослужителями Свято-Софрониевского храма в разное время были: иерей Владимир Богатиков, иеромонах Григорий (Епифанов), иерей Владимир Алексеев, протоиерей Александр Белый – Кругляков, иерей Сергий Талалаев, протоиерей Димитрий Кирьян, дьякон Роман, дьякон Димитрий Березкин, дьякон Владислав Бушуев, дьякон Александр Сергеев. В настоящее время настоятелем храма является протоиерей Димитрий Кирьян.

На главную страницу