ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ И МУЗЫКАЛЬНО-РИТИМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ МУЗЫКИ

Адамкова А.М.

МБОУ «СОШ № 7» г. Усть-Илимска

В настоящее время многие учителя начальной школы столкнулись с проблемой неуклонного роста количества детей, испытывающих трудности школьного обучения, что проявляется в хроническом отставании в усвоении школьных знаний, формировании устойчивых видов школьной дезадаптации.

Многие проблемы неуспеваемости младших школьников связаны с физиологическими особенностями развития детей данного возраста. В частности, внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером. Первоклассники и отчасти второклассники не умеют ещё длительно сосредотачиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограничены. Значительно лучше у детей данного возраста развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает учеников, без всяких усилий с их стороны. Но строить обучение только на непроизвольном внимании невозможно.

Многолетняя практика работы в школе показала, что одним из эффективных способов развития произвольного внимания и памяти у младших школьников является систематическое включение во все этапы урока двигательной активности.

Исследования физиологов и гигиенистов доказывают, что движение является незаменимой биологической потребностью ребенка: малоподвижный образ жизни – прямая причина неполноценного физического и духовного развития детей. Здоровый, гармонично развитый ребенок 7 лет совершает за день от 12 до 15 тысяч движений (условных шагов), а последующие три года школьной жизни количество движений возрастает до 20 тысяч в сутки. А если двигательная активность ребенка окажется ниже нормы? Ученые пришли к такому выводу: систематическое длительное ограничение движений на уроках, переменах, да ещё и дома, приводит к угнетению всех физиологических функций организма. Между тем с приходом в школу двигательный режим сокращается наполовину. До 84 % дневного времени ребенок проводит в статичном положении, а организованные формы физического воспитания покрывают не более 11 % потребности в двигательной активности.

Б.В. Асафьев утверждал, что музыкальное искусство постоянно испытывает на себе «воздействие «немой интонации» пластики и движений человека». Музыкальная интонация, по его мнению, никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (пантомимой) человеческого тела.

Наиболее ярко связь музыки с движениями человека проявляет себя в народной музыке. И песня, и танец, и инструментальный наигрыш рождаются в тесной связи с движениями, изображением каких-либо трудовых действий, «разыгрыванием» музыкального произведения, его инсценированием. Неудивительно, что включение музыкально-ритмических движений в процесс восприятия произведения усиливает его эмоциональное воздействие, улучшает качество запоминания.

На уроках музыки общеобразовательной школы музыкально-ритмические движения можно применять с разными целями. Их используют для физической разрядки детей, снятия усталости. Прохлопывание ритмических рисунков (например, по карточкам в системе относительной сольмизации), не всегда сочетается с музыкой, а проходит на уроках как изолированный от музыки вид деятельности учащихся, развивающий чувство ритма. На своих занятиях я нередко использую ритмические упражнения для того, чтобы через игру сконцентрировать внимание детей перед выполнением серьезного задания.

Урок музыки – это урок искусства, поэтому акценты в разработке проблемы взаимодействия музыки и движения необходимо поставить на развитие природной музыкальности детей, их эмоционального отклика на музыку с помощью двигательных реакций, способности осмысленно, осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения. Как и любой из видов музыкальной деятельности, пластически ритмическое воспроизведение музыки начинается с вслушивания в неё. Что значит «вслушаться в музыку»? «Прежде всего – сопереживать тому, о чем говорят языком музыки и композитор, и исполнитель. Однако это сложнейшее чувство сопереживания, «труд души», возникает лишь в том случае, если ученик слушает музыку сосредоточенно, если весь настрой урока мобилизует его на такое вслушивание», – говорится в статье Е.Д. Критской и И.В. Кадобновой «Музыка в движении».

Опыт работы показывает, что наиболее эффективными являются следующие способы применения музыкально-ритмических движений:

1. Пластическое интонирование и тактирование скороговорок, текстов песен. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика была роль руки… развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция рук есть ещё одна речевая зона мозга, и, следовательно, наряду с развитием моторики будут развиваться речь, внимание и память».

Использование пластического интонирования (элементов пантомимы) при разучивании скороговорок позволяет быстро выучить и хорошо запомнить достаточно сложные тексты. Например, разучивая скороговорку «Три подружки» дети жестами сопровождают чтение следующими жестами. «Шли подружки по дорожке, было их немножечко» – «шагают» руками перед собой по воображаемой дорожке. «Две Матрёны, три матрёшки и одна матрёшечка» – показывают количество пальцами, поднимая вверх сначала одну руку, потом другую, затем обе руки. Скороговорка повторяется три раза с постепенным ускорением и таким образом превращается в веселую игру на сообразительность и скорость двигательных навыков. Когда на следующем уроке нужно вспомнить скороговорку, достаточно только показать один из жестов игры и ребята сразу вспоминают весь текст. Подобные приемы можно использовать практически в любой скороговорке.

Разучивая текст песни с тактированием или равномерными хлопками, дети автоматически начинают понимать тесную связь слова, ритма и музыки, чувствовать сильную долю, «укладывать» произношение слов в нужный метр и темп. Этот прием дает возможность просто и понятно объяснить такие дирижерские жесты как «внимание», «начало пения», «снять звук», добиваться ритмического ансамбля в детском хоре.

2. Свободное дирижирование. С первых уроков музыки ребята учатся откликаться на дирижерские жесты учителя. Предлагая детям почувствовать себя в роли дирижера, рекомендую им дирижировать сначала собственным пением, выделяя логические ударения в тексте, кульминации в музыке, передавая жестами характер песни – штрихи, динамику, особенности метра. По мере накопления опыта «свободного дирижирования» дирижерам-солистам вполне по силам управлять исполнением небольших пьес и песен, составляя при этом свой «исполнительский план».

Так как учитель не может выполнять функции концертмейстера и дирижера одновременно, его может заменить наиболее удачный «дирижер» из класса. Процесс выбора дирижера из учеников класса носит очень сильный воспитательный характер. Ребята обсуждают качество «дирижирования», понятность жестов, умение подсказать вовремя слова и другие дирижерские «хитрости». Такое обсуждение способствует осознанному, осмысленному исполнению произведения всем коллективом класса. В моей практике были опыты выступления детей на концерте в качестве дирижера.

Во время слушания музыки можно использовать коллективное дирижирование небольших инструментальных пьес типа «Сладкая греза» П. Чайковского, «Мелодия» А. Рубинштейна, Прелюдии № 7, № 20 Ф. Шопена. При этом не следует добиваться точного подражания дирижерской схеме, дирижирование должно быть действительно свободным и передавать в жестах эмоциональное содержание музыки.

3. Имитация игры на музыкальных инструментах. Движениями дети могут сопровождать звучание пьес с ярко выраженным тембровым звучанием каких-либо музыкальных инструментов. Так, прослушивание вариаций на темы русских народных плясовых песен «Светит месяц», «Калинка» в исполнении оркестра народных инструментов может быть «проинтонировано» движениями рук, имитирующими игру на балалайке, баяне, гуслях. Причем смена движений должна быть связана с определением детьми на слух вариационного принципа развития этой музыки. Двигательная активность дает выход эмоциональному напряжению, возникающему в процессе слушания музыки, позволяет детям свободно выразить свое ощущения.

4. Пластические этюды. Интонационно-образный строй музыки, имеющий яркий изобразительный характер, также может служить поводом для исполнения детьми пластических этюдов.

Волнообразными движениями рук учащиеся могут изображать картину моря (вступление «Океан – море синее» к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова). Покачиванием рук с воображаемыми цветами дети исполняют «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, постепенно раскрывая ладони рук, движущихся вверх, изображают раскрывающийся бутон цветка под музыку «Утра» Э. Грига. Этюд «Конница» разыгрывается детьми под музыку «Кавалерийской» Д. Кабалевского, «Смелого наездника» Р. Шумана. Создать пластический образ хромающего царя Гороха предлагаю детям под музыку фрагмента из балета Р. Щедрина «Царь Горох».

Пластические этюды становятся ещё более интересными для ребят, если в них использовать различные способы звукоподражания. Хлопки, шлепки, щелчки пальцами, цоканье языком, шипение, бульканье, жужжание, шуршание, стук… Выбор для творческих учеников огромен, нужно только предложить возможность пофантазировать и тогда музыкальное произведение превращается в настоящую «звучащую картину», маленькое театральное представление.

5. Инсценирование песни. Музыкальный фольклор, как никакой другой из видов музыкального искусства, связан с движением, танцем. «Разыгрывание» песен, имеющих изобразительную основу, также может иметь место на уроках музыки. Это, например, такие игровые песни как «Бояре, а мы к вам пришли», «А мы просо сеяли», «Выходили красны девицы». Обычно их исполнение сопровождается выразительными движениями и отдельных персонажей, и групп учащихся.

6. Танцевальные движения. Исполнение и слушание музыки танцевального характера способствует освоению элементарных танцевальных движений – кружения в вальсе, шага польки, грациозных поклонов и реверансов в менуэте, подскоков, дробного шага в народных плясках, переменного в хороводах (линейных, круговых, «змейкой»), освоению шага полонеза, характерных движений рук, головы, корпуса.

Например, исполнение двухчастной композиции в русской народной песне-пляске «Калинка» основано на контрасте её частей: в лирическом запеве девочки исполняют фразировку движением раскрывающейся руки с платочком (направо – налево) с соответствующим поворотом головы, в плясовом припеве дети на пружинящих ногах подчеркивают стуком каблучков ритмическую пульсацию, исполняют ритм мелодии («топотушки»), присядку. Звучание припева можно также сопровождать игрой на народных инструментах – ложках, бубне.

Большую помощь в сочинении «танца» к музыкальному произведению могут оказать дети, занимающиеся в профессиональных танцевальных коллективах. Нередко именно они предлагают несложные движения, доступные для исполнения в небольшом кабинете. Такой подход активизирует творческую самостоятельность, мышление, развивает организаторские способности ребят.

Практика показывает, что детям нравятся уроки, насыщенные живым, активным творчеством. А учителю систематическое использование на уроке пластического интонирования и музыкально-ритмических движений, их сочетание с вокально-хоровыми упражнениями позволяет решать сразу несколько задач в работе с младшими школьниками: 1) быстро разогреть голосовой аппарат ребенка для серьезной вокальной работы; 2) улучшить качество запоминания за счёт одновременного выполнения движений и произношения слов и звуков, так как работают сразу несколько видов памяти (двигательная, слуховая, эмоционально-образная); 3) активизировать и развить произвольное внимание через сочетание нескольких видов деятельности; 4) снять усталость от однообразной деятельности, решить вопрос дефицита двигательной активности ребенка, что вполне отвечает принципам здоровьесберегающей образовательной технологии.

 

Литература

1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Кн. вторая. Интонация. Л., 1963, с. 212.

2. Кадобнова И. В., Критская Е. Д. Музыка в движении. http://arsl.ru/?page=146

3. Ковинько Л. В. Воспитание младшего школьника. http://library20.info/book_205_glava_14_I.html

4. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М.: «Сов. Россия», 1973

5. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997. – 256 с.

6. Развитие памяти и внимания у детей младшего школьного возраста. http://www.l-amour.ru/thread/25120.html

7. Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. – М.: издательский центр «Академия», 1998. – 136 с.


  Самоанализ  педагогической деятельности

Адамковой Антонины Михайловны,

учителя музыки и мировой художественной культуры

муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Усть-Илимска Иркутской области

Я работаю в общеобразовательной школе вот уже 27 год и с радостью понимаю, что мне это не надоело. Меняется время, меняются потребности общества, в школу приходят новые дети и становится понятно — нельзя работать, не изменяясь самой! Современный урок музыки — это урок, созвучный времени, в котором сочетаются приоритетные задачи образования и специфика восприятия музыки. Поэтому одной из важных областей своей педагогической деятельности я считаю самообразование.

В межаттестационный период я повысила уровень квалификации через прохождение предметной курсовой подготовки по музыке, информационным технологиям, ОРКСЭ; дистанционные курсы; участие в обучающих семинарах и мастер-классах коллег школы и города; работу в городской лаборатории «Формирование образовательного пространства средствами Искусства», проблемной группе «Информационные Технологии», городском и школьном методических объединениях.

Изучение передового опыта позволяет мне организовывать учебный процесс в соответствии с требованиями времени. Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг человека, раскрывая его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности, творцом своей жизни. А где учить творчеству, как не на уроках искусства? На мой взгляд, в этом и заключается «миссия» учителя музыки в общеобразовательной школе.

Цель моей педагогической деятельности — средствами искусства способствовать формированию духовно-нравственной социально-компетентной личности, способной к самообразованию, самоанализу и саморазвитию.

Цель моей работы тесно связана с основной методической темой нашей школы — «Компетентностный подход в образовательном пространстве школы». Помимо предметных результатов ставлю перед собой задачи личностного развития ребенка (формирование основ гражданской идентичности, чувства патриотизма, любви к Родине; целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; развитие мотивов учебной деятельности; формирование эстетических потребностей; развитие навыков сотрудничества; развитие этических чувств; мотивации к творческому труду), а также задачи развития метапредметных навыков (способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия свои и товарищей; активное использование речевых средств и средств коммуникационных технологий; овладение логическими действиями). Веду уроки по программе «Музыка. Начальные классы» авто ров — Е.д. Критской, Г.П. Сергеевой, ТС. Шмагиной, программе «Музыка. 5- 7 классы» — Г.П. Сергеевой, Е.д. Критской. Отличительная особенность дан ной программы — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства, что обеспечивает возможность выработать целостный взгляд на культуру и искусство, интегрированный подход к изучению музыки, МХК, светской этики. данная программа также не предусматривает жестко регламентированного деления музыкального материала на учебные темы и это позволяет творчески подходить к отбору содержания уроков.

Повышение уровня квалификации позволило мне расширить поле своей профессиональной деятельности. Вот уже несколько лет я веду новый для себя предмет «Мировая художественная культура» по программе Л.А. Рапацкой, осваиваю новый образовательный курс «Основы религиозных куль тур и светской этики» модуль «Светская этика». К своим урокам разработала комплекты дидактических материалов и мультимедийных презентаций.

Обобщал наработанный опыт, участвовала в конкурсах профессионального мастерства: «Мультимедиаурок в современной школе» (2011, участник); кон курс «Презентация к уроку» ИД «Первое сентября» (2012, 1 место); конкурс «Предметный кроссворд педагога» (2012, 3 Место); конкурс учебно-методических разработок «Преподавание ОРКСЭ: мой опыт» (2013, призер); дистанционная психолого-педагогическая олимпиада для учителей (2013, 2 Место).

За годы работы накопила большой опыт в работе с младшими школьниками. Многие учителя начальной школы сталкиваются с проблемой неуклонного роста количества детей, испытывающих трудности обучения. Часто проблемы неуспеваемости младших школьников связаны с психологически ми особенностями развития детей данного возраста. В частности, внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером, а строить обучение только на непроизвольном внимании невозможно Многолетняя практика работы в школе показала, что одним из эффективных способов развития произвольного внимания и памяти у младших школьников является систематическое включение во все этапы урока двигательной активности. Поэтому знакомство с музыкальным искусством в начальных классах стараюсь организовать через активную исполнительскую деятельность, использую игровые технологии, театрализацию, пластическое интонирование, вокальные и инструментальные импровизации, метод «художественного движения» Л.Н. Алексеевой, который помогает ребенку раскрепостить фантазию, осознать и контролировать собственную двигательную активность.

Использую здоровьесберегающие технологии, метод фонопедических упражнений В.В. Емельянова, направленный на сохранение и развитие детского голоса, формирование певческих исполнительских навыков. Метод реализуется на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации и дает огромный простор для фантазии на уроке. дети с удовольствием играют своими голосами, сочиняют «звуковой аккомпанемент», изображают звуки природы. Системное использование упражнений позволяет достичь достаточно высокого уровня звучания детского хора к концу начальной школы.

На основании вышеперечисленных подходов в межаттестационный период мною были разработаны и апробированы в работе с младшими школьниками циклы вокально-хоровых упражнений. Игровые разминки построены на сочетании вокально-хоровых упражнений с метроритмическими движениями. Они носят импровизационный характер и не надоедают детям, позволяют решать сразу несколько задач в работе с младшими школьниками: быстрый разогрев голосового аппарата ребенка для более серьезной вокальной работы; улучшение качества запоминания, т.к. работают сразу несколько видов памяти (двигательная, слуховая, эмоционально-образная); активизация и развитие произвольного внимания и речи ребенка; выполнение упражнений является своеобразной физкультминуткой, позволяющей снять усталость от однообразной деятельности, носит оздоровительный характер.

С обобщением опыта работы по теме: «Игровые разминки на уроке музыки как средство охраны здоровья и развития детского голоса» я выступала на городской лаборатории «Формирование образовательного пространства средствами искусства», также в 2012 году в сборнике материалов I Всероссийской заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования: теория и практика» опубликовала статью «Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения как средство повышения эффективности уроков музыки», в которой систематизировала опыт работы.

Анализ результативности обучения по предмету «Музыка» в среднем звене выявил проблему снижения качества обученности у школьников подростков, что связано, в частности, переходным возрастом учащихся, когда у ребят кардинально меняются вкусы и интересы. Традиционный урок музыки становится обычным, не производит яркого эмоционального эффекта, теряет свои воспитательные возможности.

Поиск выхода из проблемной ситуации заставил меня задуматься об обновлении содержания занятий, выборе новых форм. На уроках я стала систематически использовать технологию активных методов обучения, которые позволяют активизировать у учащихся интерес к теме урока, создают ситуацию успеха, позволяют удовлетворить потребность подростков в общении.

Также решила использовать на уроках музыки ИКТ, предположив, что компьютерные технологии наполнят урок музыки ярким наглядным матери алом, сделают его более информативным, позволят организовать нетрадиционные формы контроля и дадут большой простор для творчества детей в области проектной деятельности. Поэтому тему самообразования я определила, исходя из реальных образовательных задач: «Современные подходы к организации образовательной деятельности учащихся в области искусства на основе информатизацию>. Результаты работы над методической темой были обобщены на городском МО в выступлении «Информационные технологии в работе учителя музыки» (2012).

На начало работы над темой я не владела даже примитивными навыками пользователя [ Учиться оказалось настолько интересно, что теперь я уже не могу работать, как раньше. Основная трудность, с которой пришлось столкнуться — невозможность использовать ИКТ в системе. Материально — техническая база кабинета музыки устарела, мультимедийный кабинет не оснащен музыкальным инструментом и музыкальной аппаратурой, поэтому уроки музыки с использованием ИКТ носили разовый характер, что не способствовало выработке устойчивого интереса учащихся к творческой деятельности в области искусства на основе информатизации. Однако упорная работа в этом направлении дала свои результаты. Сейчас ведется реконструкция кабинета, устанавливается аппаратура и, в скором будущем, мы будем иметь вполне современный кабинет музыки.

Говоря о применении ИКТ в педагогической деятельности, я могу выделить основные направления своей работы:

Изготовление дидактических материалов к урокам: таблицы, схемы, подборки картинок, списки заданий, кроссворды, тексты песен, индивидуальные карточки, презентации, видео и музыкальные файлы и др.

Изготовление контрольно-измерительных материалов: электронные тесты, викторины, кроссворды.

Оформление внеклассных мероприятий.

Организация работы с одаренными детьми: участие в дистанционных играх-конкурсах, фестивалях, олимпиадах и конференциях, презентация детских проектов.

Дистанционное обучение: прохождение курсов повышения квалификации, общение с коллегами на методических сайтах, дистанционное обучение учащихся, связь с родителями через образовательный ресурс «Дневник.ру».

Обобщение собственного педагогического опыта: участие в дистанционных конкурсах педагогического мастерства, олимпиадах для работников образования, научно-практических конференциях.

Анализ результатов работы по теме показал, что ребятам нравятся уроки с использованием ИКТ. Участие в изготовлении учебных проектов активизирует интерес и систематизирует знания по предмету, развивает творческий потенциал и навыки самостоятельной учебной деятельности. Наблюдается положительная динамика качества обученности. Однако не следует забывать, что ИКТ всего лишь средство повышения эффективности урока музыки, а не цель работы на уроке. Существует опасность превращения урока в «развлекательное шоу». Информационные технологии должны быть инструментом, применяться в совокупности с другими формами обучения.

Ещё одна важная составляющая моей работы — это внеурочная деятельность. Музыкально одаренные дети могут реализовать себя на занятиях школьного хора и вокального ансамбля «Подружки», которыми я руковожу уже много лет. Эти коллективы являются своеобразной визитной карточкой школы, постоянно участвуют в школьных и городских мероприятиях. Работая с одаренными детьми, обеспечиваю их участие в различных интеллектуальных играх, конкурсах, олимпиадах, конференциях Мои ученики являются участниками творческих фестивалей «Южный полюс», «Апельсин»; победителями и призерами городских олимпиад и конференций, сетевого проекта «Созвучье золотых колоколов», дистанционных конкурсов: «Музыкальная капель», «Прогулки по музеям», «Забытые страницы музыки», «Арт-Олимп ХХI век», заочных конференций учащихся (г. Томск, г. Новосибирск).

В рамках социального сотрудничества веду совместную деятельность с МДОУ № 12 «Брусничка» по формированию духовно-нравственной культуры через организацию и проведение совместных мероприятий («Колядки., «Пасха»). Также ежегодно принимаем участие в совместном проекте с МАОУ СОШ Х2 13» фольклорном фестивале «Как у нашей у околицы», по свящённого Масленице.

Совершенствую собственное исполнительское мастерство, пою в городском академическом хоре «Благовест».

Считаю, что использование современных образовательных технологий, информационная грамотность, включение учащихся в кружковые занятия, концертные программы, интеллектуальные, творческие игры и конкурсы позволили мне создать целостную систему урочной и внеурочной образовательной деятельности школьников, способствующую формированию творческой, компетентной личности ребенка средствами искусства.

В дальнейшем планирую разработать программу элективного курса, интегрирующую в себе две образовательные области: искусство и информатику, нацеленную на формирование у учащихся навыков проектной деятельности.